No Image

Сласти и сладости в чем разница

СОДЕРЖАНИЕ
149 просмотров
21 января 2020

Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Сладости и сласти

Как правильно: дети едят сласти или сладости?

Сладости – 1) (обычно мн.) кондитерские изделия; сладкое (восточные сладости); 2) качество сладкого, то, что имеет приятный вкус (сладость морковки); 3) то, что доставляет удовольствие, приятно (сладость бытия, у Даля – сладость чистой совести).

Слаcти (разг.) – то же, что сладости (в 1 знач.).

О кондитерских изделиях правильно сладости и (разговорное) сласти.

Правильно: дети едят сладости и дети едят сласти (разг.).

Мало кто может похвастаться тем, что не любит сладкое. Каждому из нас время от времени или регулярно хочется полакомиться вкусной конфетой или аппетитным пирожным. К тому же общий уровень содержания сахара в магазинных продуктах в последнее время сильно вырос по сравнению с прошлым. Кто-то с помощью сладкого заедает стресс, кто-то повышает настроение, кто-то пытается снизить аппетит или стать умнее и сообразительнее. Хотя все знают о большом вреде магазинных сладостей и, скорее всего, слышали о том, что сахар называют «белой смертью», но отказаться от привычных лакомств зачастую очень и очень сложно.

Немного фактов

  • Тянуть к сладкому может из-за нехватки в организме кальция, витаминов группы B, магния.
  • У сахара высокий гликемический индекс: только лизнула мороженое — а сахар уже в крови.
  • При избытке простых углеводов неизбежно повышение уровня глюкозы в крови, а это в свою очередь приводит к регулярному повышению уровня инсулина и к инсулинорезистентности (когда организм становится нечувствительным к инсулину) — то есть к риску сахарного диабета и ожирения (инсулин стимулирует образование жировой ткани).
  • Для сжигания полученных от 1 куска торта 300 ккал необходима 60-минутная пешая прогулка.
  • Глюкоза и фруктоза — основной источник энергии для мозга. Если её недостаточно, она начинает образовываться из белков организма, что приведёт к атрофии мышечной ткани. То есть, если принято решение отказаться от сахара, то не стоит отказываться от сладкого совсем.
  • Самым сладким фруктом считаются финики – они имеют 80-процентное содержание сахара, но в то же время считаются хорошим диетическим продуктом и отличной альтернативой покупным сладостям.
  • Из продуктов природного происхождения самой большой сладостью обладает стевия – многолетнее растение, превосходящее по сладости тростниковый сахар в 300 раз.
  • Употребляя в пищу мёд вместо сахара, вы не сократите калорийность своего рациона, так как калорийность меда составляет 328 калорий на сто грамм, что не на много меньше калорийности сахара. Но вместе с калориями вы получите массу пользы для вашего организма. Мёд – это источник витаминов, провитаминов и множеств полезных веществ. К тому же мёд помогает улучшить пищеварение, что немаловажно, если вы соблюдаете диету. Лучше всего употреблять мёд в чистом виде.

Наши мудрые предки не вредили себе пристрастием к разным сладким кушаньям, но и не отказывали себе в удовольствии полакомиться чем-то сладким. Только их сладости, а вернее – СЛАСТИ были просты, натуральны и полезны для здоровья.

Сласти и сладости

У нас есть замечательное слово «сласти». Его незаслуженно заменяет и вытесняет слово «сладости» (особенно в словосочетании «восточные сладости»). В современных словарях слово «сласть» уже помечается как «разговорное», а его множественное число — «сласти» — как синоним слову «сладости».

Оба слова происходят от одной основы, слова солодкий – «пряный, вкусный». Как ни странно, отсюда же происходит и слово «солёный», но речь сейчас не об этом. Словом «сласть» исстари называли удовольствие, причём совсем не обязательно гастрономическое.

Между тем «сласть» и «сладость» — совсем не одно и то же. Руский народ и наши писатели-классики в этом отлично разбирались.

Например, Пушкин писал: «Мечты, мечты, где ваша сладость. » а также: «Его стихов пленительная сладость. »

Из этих примеров ясно, что «сладость» — больше отвлечённое понятие приятного свойства, чем ощущение, воспринимаемое органом вкуса. «Сласти» же — это сладкая еда: конфеты, пряники, пастила, халва. Вспомним народную пословицу: «Одни сласти есть, горечи не узнаешь».

Руская литература говорит о том же. В предисловии к «Герою нашего времени» Лермонтов писал: «Довольно людей кормили сластями, нужны горькие лекарства. »

У Гончарова в «Обломове» читаем: «Был у него, между прочим, особый шкафчик, полный сластей – собственно для крестников…».

То же у Мамина-Сибиряка в рассказе «Казнь Фортунки»: «Продолжать это слишком шумное удовольствие не было возможности, и остатки сластей были розданы прямо на руки».

Итак, убедившись, что между словами «сладости» и «сласти» существует различие, признаём, что о лакомствах Востока следует говорить «восточные сласти», а не «восточные сладости». Ведь тот, кто их любит, — сластёна, а не сладостёна.

Правда, тут есть одно исключение. Словом «сласть» (в единственном числе) исстари тоже называли удовольствие, причём совсем не обязательно гастрономическое. Сластолюбцами в церковной традиции называли не сладкоежек, как можно подумать, а любителей чувственных наслаждений, тех, кто живёт себе в сласть.

Какие сласти раньше ели?

Безусловно, самыми первыми сластями были фрукты и ягоды, а первым сладким продуктом был мёд. На основе этих натуральных продуктов готовили много полезных лакомства. К примеру, в меду варили ягоды, орехи и даже зерно, оставляли их засахариваться на воздухе и таким образом получали то, что мы сейчас назвали бы цукатами. Но в те времена их называли «сухим» или «киевским» вареньем.

Кулага — практически забытое лакомство славян. Когда-то — одно из самых любимых на Руси. Кулага была не только угощением, но и применялась от простудных, нервных, сердечных, почечных, желчекаменных, печёночных заболеваниях. Вместе с тем кулага обладала исключительным сладковато-кисловатым приятным вкусом.

Настоящая кулага готовится из ржаного солода, ржаной муки и калины, без всяких добавок сладких пищевых продуктов: сахара, мёда. Солод разводят кипятком, дают настояться 1 час, затем закладывают вдвое большее количество ржаной муки, замешивают тесто и дают ему остыть до теплоты парного молока (28-25 °С), после заквашивают ржаной хлебной коркой и после закисания теста ставят в протопленную печь на несколько часов — обычно с вечера до утра. При этом посуду плотно закрывают и замазывают тестом для полной герметизации. Кулага создаётся в процессе так называемого держанного брожения без доступа воздуха со слабым нагреванием. В результате образуются особые ферменты, богатые витаминами группы В, и с активными витаминами калины (С и Р), которые то и дают поразительный эффект «вселечащего» продукта.

Это толчёные ягоды (калина, рябина, малина), высушенные в натопленной печи в виде лепёшек. Употреблялись как заедки к чаю, сбитню, квасу, отчасти — как средства народной медицины против простудных заболеваний и авитаминоза. Аромат летней ягоды — малины, земляники, смородины — в сухих пластах сохранялся долго.

«О левашах всяких ягодах. А леваши ягодные черничные, и малиновые, и смородинные, и земляничные, и брусничные и всяких ягод делать: варити ягоды добре долго, да как розварятся, протереть сквозе сито, да с патокою упарить густко, а паря, мешать не переставая, чтоб не пригорело. Как будет добре густо, то лити на доски, а доска переже патокою помазати, да как сядет; в другие и в третие наливати. А не сядеть от солнца, ино против печи сушить, а как сядет — вертети в трубы». Из книги «Домострой».

«30 сентября воевода велел подарить послам несколько руских сластей: это были большие толстые пряники, а также сухое варенье из смородины и других ягод, спрессованное частью в форме большого богемского сыра, частью в виде широких свёрнутых кусков, похожих на фунтовую или подошвенную кожу у нас. Подобного рода свёртки присылались нам и в Москве великим князем и другими господами; они кисловатого, довольно приятного вкуса и употребляются у них больше в кушаньях». «Описания путешествия в Московию» Адама Олеария (1634 г.)

Готовили леваши на специальных левашных досках, которые можно сейчас увидеть в некоторых областных краеведческих музеях.

Леваши — лакомство самодостаточное, к чаю.

А ещё с левашами на Руси готовили особые пирожки — левашники, маленькие, на два укуса. Эти левашники, печёные или пряженые в масле, частенько упоминаются в сохранившихся перечнях блюд 16 -17 веков, которые подавались в постные дни на стол. Леваши, приготовленные из ягод и патоки или мёда, утратившие излишнюю влагу, были идеальны для начинки. Тесто под ними не станет клёклым, зато сама начинка при выпечке слегка подплавится, станет мягкой и ароматной.

Лакомство, известное с 14 века, бывшее тогда весьма и весьма труднодоступным и дорогим. Пастилу на Руси готовили из яблочного пюре, мёда и яичного белка. Между прочим, руская пастила исстари экспортировалась в Европу и впоследствии превратилась во Франции в зефир. Так что не мы адаптировали европейский зефир, а они переняли славянскую пастилу.

Сладкая масса из редьки с патокой с добавлением пряностей. Крошился корень редьки на мелкие ломтики, и так, чтобы ломтики не касались друг друга, вздеваете на спицы и вывяливаете в печах после печения хлебов, или на солнце. После того, как редька подсушится, толкли и просеивали её через сито, а в это время варилась белая патока в горшочке. Выливалась патока в редечную муку вместе с пряностями: с мускатом, гвоздикой, перцем и, ставилась в печь на двое суток, в хорошо запечатанном горшочке. Эта смесь называлась мазуня (масюня), она должна быть густая. Таким же образом на Руси готовили мазуню из арбузов, сухих вишен, привозимых из низовьев Волги в Московию.

Было это вовсе не тестом, а сладостью, рецепт которой утратился в революцию. Известно лишь, что готовили его из сушёных чёрных сухарей с добавлением мёда и сахарной карамели. В наше время удалось найти восстановленный рецепт этого теста: 2 стакана ржаных молотых сухарей, 1 стакан сахарного сиропа, добавить пряности — корицу, гвоздику, бадьян, кардамон. Получившуюся массу положить в холодильник. На холоде она, похожая на повидло, хранится очень долгое время — до трёх месяцев, не портясь.

Смоква — настолько забытое староруское лакомство, что даже в большинстве современных словарей такого слова либо нет, либо его значения несколько иные. Однако в некоторых источниках всё-таки можно найти информацию о том, что когда-то смоква (в частности, сливовая смоква) была очень популярным лакомством. Оно и неудивительно — готовится просто, ингредиенты простые, а получается очень классная штука, которая долго хранится и не портится.

Промываем наши сливы проточной водой. Сливы разрезаем пополам, удаляем косточки.

Выкладываем сливы на противень разрезом вверх, ставим в духовку, разогретую до 200 градусов, на 20 минут. Если сливы мелкие — температуру ставьте поменьше, чтобы сливы не подгорели.

Сливы достаём из духовки, даём им остыть до комнатной температуры.

Складываем сливы в чашу блендера или кухонного комбайна.

Измельчаем до получения однородной массы.

Переливаем в крупную миску. Добавляем мёд, хорошенько перемешиваем.

Застилаем противень пергаментной бумагой. Равномерно распределяем по противню слой сливового пюре толщиной примерно 0.5 см.

Раньше смокву сушили на солнце, на это уходило 2-3 дня. Мы поступим иначе: разогреем духовку до 60-70 градусов и поставим туда наш противень часов на 6-8. За это время смоква полностью высохнет и обретет гладкую поверхность.

КОНФЕТЫ ИЗ ЯГОДНОЙ МУКИ

Для их изготовления размалывали сушёные ягоды, затем в эту "пыль" добавляли немного мёда и из полученной массы скатывали шарики размером с крупный орех. Первое время они напоминали наши тянучки, а потом застывали, и получалась сама натуральная в мире карамель.

Статьи, которые могут быть интересны:

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Между тем «сласть» и «сладость» — совсем не одно и то же. Русский народ и наши писатели-классики в этом отлично разбирались.

Например, Пушкин писал: «Мечты, мечты, где ваша сладость. » а также: «Его стихов пленительная сладость. »
У Маяковского в стихотворении «Севастополь—Ялта» читаем:

Привал,
шашлык,
не вяжешь лык,
С кружением
нету сладу.
У этих
у самых
гроздьев шашлы —
Совсем поцелуйная сладость.

Из этих примеров ясно, что «сладость» — больше отвлеченное понятие приятного свойства, чем ощущение, воспринимаемое органом вкуса. «Сласти» же — это сладкая еда: конфеты, пряники, пастила, халва. Вспомним народную пословицу: «Одни сласти есть, горечи не узнаешь».

Русская литература говорит о том же. В предисловии к «Герою нашего времени» Лермонтов писал: «Довольно людей кормили сластями, нужны горькие лекарства. »

У Гончарова в «Обломове» читаем: «Был у него, между прочим, особый шкафчик, полный сластей — собственно для крестников…».

То же у Мамина-Сибиряка в рассказе «Казнь Фортунки»: «Продолжать это слишком шумное удовольствие не было возможности, и остатки сластей были розданы прямо на руки».

Итак, убедившись, что между словами «сладости» и «сласти» существует различие, признаем, что о лакомствах Востока следует говорить «восточные сласти», а не «восточные сладости». Ведь тот, кто их любит, — сластёна, а не сладостёна.

Правда, тут есть одно исключение. Словом «сласть» (в единственном числе) исстари тоже называли удовольствие, причем совсем не обязательно гастрономическое. Сластолюбцами в церковной традиции называли не сладкоежек, как можно подумать, а гедонистов, любителей чувственных наслаждений, тех, кто живет себе в сласть.

Ну, а вообще, чтобы не путать слова «сласти» и «сладости», можно запомнить стихотворение персидского поэта Хафиза (в переводе Плисецкого):

Сластей ты мне не подноси:
что сахар, пряный мед?
Cладка лишь сладость губ твоих,
что хмель вина обжег.

Комментировать
149 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Кулинария
0 комментариев
No Image Кулинария
0 комментариев
Adblock detector