При одном упоминании о гареме в голове возникают образы таинственных и прекрасных восточных женщин, которые могли покорить мужчину одним своим взглядом. Несмотря на то, что по сути наложницы были рабынями, обращались с ними достойно. Женщин в султанском гареме было много, но были и любимицы – те, которым посчастливилось родить султану сыновей. Они обладали особым уважением и почётом. Гарем султана делился на три группы. В первой находились уже немолодые наложницы, в двух других – совсем юные. Все женщины обучались искусству флирта и грамоте.
Третья группа состояла из самых красивых и дорогих наложниц, которые дарили своё общество не только султанам, но и принцам. Когда девушки попадали во дворец, им давали новое имя (обычно персидское), которое должно было отображать их сущность. Вот некоторые примеры: Нергинелек ("ангелочек"), Назлуждамаль ("кокетка"), Чешмира ("девочка с красивыми глазами"), Нергидезада ("похожая на нарцисс"), Маджамаль ("луноликая").
До XV века в Османской империи было принято иметь помимо гарема ещё и законных жён, обычно ими становились иностранные принцессы. Брак был необходим для усиления власти и поддержки со стороны других государств. Османская империя росла и набирала силы, уже не было необходимости искать поддержки, поэтому род продолжали дети наложниц. Гарем султана заменил и вытеснил законный брак. Наложницы обладали своими правами и привилегиями. Женщины султана никогда и ни в чём не нуждались, они могли покинуть своего господина при желании после девяти лет пребывания.
Тем, кто оставил дворец, дарились дома, выдавалось приданое. Эти женщины назывались дворцовыми и имели уважение в обществе, им дарились бриллианты, ткани, золотые часы, всё, что необходимо для обустройства дома, также выплачивалось регулярное пособие. Однако большинство девушек не желало оставлять гарем султана, даже если они не становились любимицами и не получали внимание господина, они становились служанками и воспитывали более юных девочек.
Любовь Сулеймана к Роксолане–Хюррем
Султан Сулейман Великолепный был достойным правителем, воином, законодателем и тираном. Этот человек был разносторонне развит, он увлекался музыкой, писал стихи, знал несколько языков, любил ювелирное и кузнечное дело. При его правлении Османская империя достигла наибольших высот. Характер правителя был противоречив: суровость, жестокость и безжалостность сочетались с сентиментальностью. В 26 лет Сулейман начал править Османской империей.
В этот период многочисленный гарем турецкого султана пополнился наложницей из Западной Украины. Прекрасную девушку звали Роксолана, она отличалась весёлым нравом, поэтому ей дали имя Хюррем, что означает "весёлая". Красавица сразу завоевала внимание султана. На тот момент любимой женщиной была Махидевран, которая, приревновав, расцарапала новенькой наложнице лицо, порвала платье и потрепала волосы. Когда Хюррем пригласили в опочивальню султана, она отказалась идти в таком виде к правителю. Сулейман, узнав о случившемся, разозлился на Махидевран и сделал Роксолану своей любимой женщиной.
В гареме было правило, гласившее, что наложница может иметь только одного ребёнка от султана. Сулейман был настолько влюблён в Хюррем, что подарил ей пятерых детей и отказался от встреч с другими женщинами. Помимо этого, было нарушено ещё одно традиционное правило – он женился, таким образом это был первый законный брак султана и наложницы в истории Османской империи. Хюррем была самой значимой личностью во дворце 25 лет и имела неограниченную власть над мужем. Умерла она раньше своего возлюбленного.
Последняя любовь Сулеймана
После смерти Хюррем у правителя вспыхнули чувства ещё только к одной наложнице – Гюльфем. Девушке было 17 лет, когда она попала в гарем султана. Хюррем и Гюльфем были совершенно не похожи. Последняя любовь султана была спокойной женщиной, несмотря на её невиданную красоту, привлекала Сулеймана в ней доброта и кроткий нрав. Все ночи он проводил только с Гюльфем, остальные же наложницы безумно ревновали, но ничего не могли с этим поделать.
Эта милая и спокойная женщина решила построить мечеть. Не желая огласки, она ничего не сказала об этом султану. Всё своё жалование она отдавала на строительство. Однажды деньги закончились, девушка не хотела просить возлюбленного о помощи, ведь это было ниже её достоинства. Она взяла средства у другой наложницы, которая согласилась отдать своё жалование за несколько ночей с султаном. Сулейман удивился, увидев другую в своих покоях, он хотел делить ложе только c Гюльфем. Когда несколько ночей любимая ссылалась на болезнь, а её приходила заменять другая наложница, Сулейман разгневался. Коварная соперница рассказала повелителю, что ночи с ним были проданы за жалование. Евнухи в гареме султана Сулеймана получили приказ отхлестать Гюльфем десятью ударами розог, но та от такого позора умерла ещё до наказания. Когда правитель узнал истинную причину поступка возлюбленной, он долго горевал и жалел, что не поговорил с ней до назначения наказания. Мечеть достроили по приказу Сулеймана. Рядом была возведена школа. Гюльфем похоронили в саду этого небольшого кюллие.
Гюльфем
Гюльфем – первая жена Сулеймана, с которой нас познакомила история, разворачивающаяся в сериале. Мы не стали свидетелями их романтической близости, так как женщина потеряла ребенка, рожденного от повелителя и отошла на второй план, вытесненная следующей страстью султана. Однако видно, что между Гюльфем и Сулейманом остались теплые отношения. До того как Хюррем заняла прочные позиции, султан советовался и с Гюльфем, доверял ей управление гаремом и подчеркивал свое уважение.
Махидевран
В воспоминаниях Махидевран мы не раз видели то, с какой любовью и страстью относился к ней султан до того, как в его сердце поселилась Хюррем. Она разделила с будущим повелителем его юные годы и подарила первого любимого сына. Красота Махидевран неоспорима. Она обладает утонченным вкусом и умением выделиться на фоне других женщин – не случайно, когда Сулейман доверил ей управление гаремом, она даже влезла в серьезные долги, так как тратила огромные деньги на самые дорогие ткани и украшения. Но несмотря на искреннюю любовь, которая объединяла Махидевран с Сулейманом, Хюррем одержала победу в этой любовной битве.
Хюррем
Хюррем – дерзкая рабыня, любимая наложница, законная жена и верный соратник Сулеймана. Она нашла в себе силы отказаться от всей своей прошлой жизни и пойти навстречу будущему. Она научилась быть сильной и вместо того, чтобы оплакивать свои душевные раны, с каждым новым ударом судьбы все более уверенно шла к своей цели. Не зря все члены правящей семьи с самого начала так опасались влияния Хюррем на повелителя. Она смогла занять такое высокое положение возле султана, до которого женщина тех времен в принципе не могла добраться. Хюррем не раз оказывалась на волосок от смерти, ее соперники превратили всю ее жизнь в череду сплошных испытаний и опасностей. Однако именно такая любовь, которая горела в сердцах Сулеймана и его единственной законной жены, и становится тем огнем, который озаряет историю на много веков вперед.
Садыка
Посланница короля Лайоша Валерия, в мусульманском дворце получившая имя Садыка, не испытывала любви к Сулейману, однако во имя исполнения своего долга должна была пробраться в покои правителя и завладеть его сердцем. Попав туда, она смогла разжечь огонь страсти в султане – он был очарован хрупкой, утонченной девушкой со скромным нравом и глубокими глазами. Хюррем с большим трудом удалось убедить Хатидже взять в свой дворец наложницу, подосланную Валиде, чтобы отдалить дерзкую рабыню от своего сына. Но и там ей удается пленить султана и разделить с ним ложе. Не будь она предательницей, кто знает, во что бы мог перерасти интерес Сулеймана.
Изабелла Фортуна
Принцесса Изабелла стала серьезным испытанием любви Сулеймана и Хюррем. Ее чувственная красота и дерзкий непокорный нрав, так напоминающие о юной Александре, тоже когда-то оказавшейся пленницей во дворцовом гареме, не могли оставить султана равнодушным. Правителя, привыкшего иметь дело с послушными рабынями, охватил охотничий азарт, когда он столкнулся с неописуемой красоткой, отвергающей его ухаживания. Выполняя каждый каприз своей пленницы, демонстрируя хорошие манеры и тонкий вкус, Сулейман постепенно разрушил образ варвара, засевший в ее прелестной головке, и стал для нее объектом мечтаний. Забыв о гордости, принцесса сдала позиции и вошла в гарем султана. Однако, построенная на «спортивном интересе» любовь не может долго поддерживать огонь чувств.
Фирузе
Фирузе – последняя серьезная соперница Хюррем, которая чуть не разрушила ее счастье. Она стала угрозой для любимой жены султана не только благодаря своей юности и свежести, которые начала терять мать пятерых детей повелителя, но и благодаря своим изысканным манерам, умению поддержать диалог и подать себя с выгодной стороны. Фирузе – девушка-муза, которая возвращает мужчину, находящегося в так называемом «среднем возрасте», к его юношеским мечтам и устремлениям. Отношения с ней пропитаны легкостью и сказочной мелодией арфы, которой так искусно владеет грациозная рабыня. До последнего мгновения мы не могли понять, действительно ли Фирузе так любит султана, что готова, как и Хюррем, расстаться с жизнью ради него, или же она виртуозная актриса, снова подосланная в османский дворец врагами.
Назенин
Последняя любимица Сулеймана, которую подослала Фатьма, узнав о том, что Хюррем перешла возрастной порог, позволяющий ей дарить османской династии новых шехзаде. Здесь вряд ли можно говорить о любви и страсти. Сулейман воспринимает связь с молоденькой рабыней как естественную необходимость продолжения рода. А сама Назенин разрывается от переполняющей ее гордости от того, что она обошла других наложниц, и от вечно преследующего ее страха за свою жизнь – ведь всем известно, что законная супруга повелителя не терпит соперниц. И действительно, девушка успела подарить султану лишь еще одну дочь, и пала жертвой любви Хюррем.
Наверное, многие мужчины позавидовали бы положению султана, предполагающему возможность иметь неограниченное количество женщин. Однако, как и в кино, важнее для человека найти одну единственную возлюбленную, с которой можно не только разделить ложе, но и вместе пройти через все радости и печали жизни, чувствуя поддержку и любовь. Поэтому, как и его экранный персонаж, в реальности Халит Эргенч разошелся со своей первой женой и обрел счастье с актрисой Бергющар Хорель, которая подарила супругу его первого сына.
Роксолана и Сулейман I Великолепный.
Весь мир знает Роксолану как личность, сломавшую все стереотипы о женщине в исламском обществе. И несмотря на то, что ее образ почти пол тысячелетия так популярен, не существует единственно верной и бесспорной мысли ни о ее характере, ни о внешности. Есть только одни предположения — чем простая пленница могла покорить сердце одного из самых могучих правителей Османской империи Сулеймана I Великолепного
… Уж очень много темных пятен таит ее биография. Видимо поэтому все ее портреты, написанные художниками в те времена, так противоречивы.
Об этой необыкновенной женщине слагали стихи и поэмы, писали романы и пьесы; одни вспоминали о ней трепетно и с восторгом, иные – обвиняли в разрушении стереотипов исламского общества и самой Османской империи. Поэтому совсем не удивительно, что почти за пять веков биография Роксоланы, таящая множество противоречий и загадок, так обросла легендами и вымыслами.
Роксолана. Неизвестный художник. Начало 16 века.
Поэтому и говорить объективно об этой знаменитой женщине весьма сложно. Хюррем Хасеки-султан — так ее называли в Османской империи, в Европе ее знали под именем Роксолана. Настоящее же имя достоверно неизвестно. Но, опираясь на литературные традиции и на основную версию, она родилась в небольшом городке Рогатин, что на Западной Украине. И поскольку в те времена та территория находилась под поляками, Роксолану нередко называли полькой. Однако по официальным данным, она была по национальности украинкой.
А своим именем, вошедшем на века в историю, она обязана послу римской империи Де Бусбеку, назвавшем её в своих отчетах «Роксоланой», имея в виду распространенное в конце 16 столетия название тех мест, откуда султанша была родом — Роксолания. Имя «Роксолана» звучало как «Рюсса», «Росса», «Россана».
Роксолана — Хюррем-султан.
А что касается реального имени, то до сих пор ведутся среди исследователей бурные споры. Ведь в первоисточниках 16 века о нем нет достоверных сведений. Лишь намного позже одни начали называть ее Анастасией, дочерью священнослужителя Гаврилы Лисовского. А иные историки считали — Александрой и полячкой по национальности. Сейчас некоторыми исследователями нередко упоминается версия о русских корнях великой султанши, что не имеет под собой веских оснований.
На невольничьем рынке.
А самая популярная версия гласит, что приблизительно в 1520 году во время очередного набега татар 15-летнюю Анастисию Лисовскую взяли в плен, увезли в Крым, а оттуда переправили в Стамбул. Там и приметил ладную девушку визирь Ибрагим-паша, который и подарил ее Сулейману I.
Гарем турецкого султана.
Именно с того времени и начнется ее величественная биография. За Анастасией в гареме закрепилось имя «Хюррем», что означало «веселая». И за очень короткое время из обычной наложницы, она станет любимой женой Сулеймана I Великолепного, который ее боготворил, посвящал в свои государственные дела и писал для нее свои стихи.
Ради возлюбленной он сделает то, что никто и никогда из султанов до него не делал: свяжет себя узами официального брака с наложницей. Для этого Роксолана примет ислам и, став главной женой, будет около сорока лет влиятельной персоной в Османской империи.
Сулейман I Великолепный. / Хюррем-султан. (1581г.) Автор: Мельхиор Лорис.
Справедливости ради нужно отметить, что никто и никогда не описывал Роксолану, как какую-то очень красивую женщину, она обладала привлекательной внешностью — не более того. Чем же тогда приворожила славянская девушка турецкого султана? Сулейман Великолепный любил волевых, умных, чувственных и образованных женщин. А ума и мудрости ей было не занимать.
Именно этим объясняется тот факт, что Роксолане удалось влюбить в себя молодого султана так легко и стать владычицей его сердца. К тому же, будучи весьма образованной женщиной, она отлично разбиралась в искусстве и политике, поэтому Сулейман вопреки всем обычаям ислама позволил ей присутствовать на совете дивана, на переговорах дипломатических послов. К слову, Сулейман Великолепный был величайшим султаном из династии Османов, и при его правлении империя достигла апогея своего развития.
Роксолана и Сулейман I Великолепный.
Специально для нее султан ввел новый титул при своем дворе — хасеки. И с 1534 года Роксолана станет хозяйкой дворца и главным политическим советником Сулеймана. Ей приходилось самостоятельно принимать послов, вести переписку с влиятельными политиками европейских государств, заниматься благотворительностью и строительством, покровительствовать мастерам искусства. А когда супругам приходилось разлучаться на некоторое время, они переписывались красивыми стихами на арабском и персидском языках.
Сулейман и Хюррем. (1780). Автор: немецкий художник Anton Hickel.
У Роксоланы с Сулейманом родилось пятеро детей – четыре сына и дочка. Однако, из сыновей пережил Сулеймана Великолепного лишь один – Селим. Двое погибли в процессе кровавой борьбы за трон, третий — умер во младенчестве.
За сорок лет брака Хюррем удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. При этом были задушены два младших сына Роксоланы. По некоторым источникам именно ее обвиняют в причастности к этим убийствам – якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Хотя достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено. Зато есть данные о том, что около сорока сыновей султана, рожденных другими женами и наложницами, по ее приказу были разысканы и убиты.
La Sultana Rossa. Автор: Тициан Вечелио. Портрет хранится в Музее города Сарасота (США, штат Флорида).
Говорят, что даже мать султана была потрясена теми жесткими методами, благодаря которым завоевывала себе власть Роксолана. Биография этой необыкновенной женщины свидетельствует, что ее боялись и за пределами дворца. Сотни неугодных ей персон быстро погибали в руках палачей.
Роксолану можно было понять, живя в постоянном страхе, что в любой момент султан может увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а старую жену приказать казнить. В гареме было заведено неугодную жену или наложницу живьем сажать в кожаный мешок с ядовитой змеей и разъяренной кошкой, а затем, привязав камень сбрасывать в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Портрет Хюррем, хранящийся в музее дворца Топкапы.
Время шло, но Роксолана и дальше оставалась для Сулеймана самой лучшей: чем дальше – тем сильнее он ее любил. Когда ей было уже под 50, посол из Венеции писал о ней: «Для его величества султана это настолько любимая жена, что – поговаривают, — после того как он ее узнал, больше уже не захотел знать ни одной женщины. А этого не делал еще ни одни из его предшественников, так как у турков есть обычай менять женщин».
К счастью, не только коварство и холодный расчет прославили Хюррем-султан. Она успела сделать многое для процветания Стамбула: построила несколько мечетей, открыла школу, организовала дом для умственно отсталых, а также открыла бесплатную кухню для нищих, наладила контакты со многими европейскими странами.
Сулейман I.
На 55 году жизни биография влиятельнейшей женщины обрывается. Роксолана была похоронена со всеми почестями, которых не знала ни одна женщина ислама. После ее смерти султан до последних дней даже не думал о других женщинах. Хюррем оставалась его единственной возлюбленной. Ведь он в свое время ради нее распустил свой гарем.
Султан Сулейман умер в 1566 году, пережив свою супругу всего на восемь лет. Их гробницы и по сегодняшний день стоят рядом, возле мечети Сулеймана. Стоит отметить, что за 1000-летнюю историю Османского государства такой чести была удостоена только одна женщина — Роксолана.
Примерно 5 столетий супруги покоятся с миром в соседних тюрбе в Стамбуле. Справа тюрбе Сулеймана, слева — Хюррем-султан.
После смерти султана трон занял любимый сын Хюррем-султан Селим. Во время его восьмилетнего правления начался упадок империи. Вопреки Корану он любил «принять на грудь», поэтому и остался в истории под именем Селим-Пьяница. К счастью, Роксолана до этого не дожила.
Хюррем. Автор:Тициан Вечелио.
Жизнь и возвышение Роксоланы так взволновали творческих современников, что даже великий живописец Тициан (1490–1576), написал портрет знаменитой султанши. Картина Тициана, написанная в 1550-е годы, называется La Sultana Rossa, то есть, русская султанша.
Одно из вероятных изображений Хюррем. Неизвестный художник.
Одно из вероятных изображений Хюррем. Неизвестный художник.
Немецкий художник Мельхиор Лорис был в Турции именно в те годы, когда правил Сулейман Великолепный. Он писал портреты самого Сулеймана и его придворных. Вероятность того, что этот портрет Роксоланы, выполненный на дощечке, принадлежит кисти этого мастера вполне вероятна.
Портретов Роксоланы в мире насчитывается немало, но среди исследователей нет единого мнения в том, какой из этих портретов является наиболее достоверным.
Роксолана. Автор: Ramzi Taskiran.
Эта загадочная женщина будоражит до сих пор фантазию художников, по-новому трактующих ее образ.