Преимущества «чувство причастности» и общности цели у всего персонала. ПриверженностьДля многих учредителей основанное ими дело становится смыслом жизни. Энтузиазм семьи способствует развитию и укреплению чувства приверженности и лояльности у всех работников компании. Знанияони могут обладать специальными технологиями или коммерческими ноу-хау, которыми не владеют их конкуренты. Знаниями, которые могли бы быстро стать общим достоянием в обычной коммерческой среде, оберегаются компанией. Гибкий подход к распределению работы, времени и финансов Если интересы компании требуют дополнительных затрат труда и времени, члены семьи выполняют нужную работу и тратят на нее столько времени, сколько потребуется, не ведя при этом переговоров о выплате сверхурочных или особом вознаграждении за срочность работы. Перспективное мышление Таким образом, сильная сторона семейных компаний заключается в их способности к перспективному планированию, слабая — в его недостаточной организации. Стабильная культура — каждый знает, что и как делается в компании, главное,что бы это не способствовало внедрению новых технологий.
Слабые стороны:распределение ролей (муж/жена ит.д.); ключевые посты часто ключевые посты занимают родственники, надежные люди, но не имеющие специальной подготовки. Поддержание традиций (боясь, что новое не даст прибыли и приведет к разорению компании.) Вопрос преемственности.
1.Сегодня в России существенно повысились потенциальные возможности развития семейного предпринимательства, поскольку каждая семья – «ячейка общества» может стать ячейкой глобальной сети семейного бизнеса.
2. Снижается роль посредников в бизнесе.
3. Расширилась роль семейного предпринимательства в организации отбора потребительских товаров и услуг.
4. Россия существенно продвинулась по пути налоговых реформ. Основным принципом налоговой политики последних лет является последовательное движение по пути упрощения налогообложения и снижения размера налогов. Положительным фактором для развития малого бизнеса является принятие единого налога на вмененный доход, который в нынешней форме стал приемлем для семейного предпринимательства.
5. Впервые в России созданы такие условия, что семейное предприятие сможет обходиться без высокооплачиваемых наемных работников.
Все вышеперечисленное не означает, что ситуация с законодательным обеспечением семейного предпринимательства идеальна.
1. Чрезвычайно актуально принятие пакета законов, защищающих и поощряющих малый семейный бизнес.
2. Необходимы коррекции вновь принятого Гражданского кодекса РФ, который лишил крестьянские хозяйства статуса юридического лица.
3. Надо внести соответствующие поправки в ГК РФ, включить в него понятия «фермер№ в качестве юридического лица и «семейное предприятие», которые есть во всем мире. Это должно регламентировать правила семейного предпринимательства, отношения к собственности.
4. Необходимо пересмотреть отношение к семейному предпринимательству, и законодательно оформить его социальную функцию, подключить к работе с семейными предпринимателями государственные и муниципальные органы социальной защиты населения.
Под уровнем функционирования семьи понимается то, насколько семья справляется с задачами по воспитанию ребенка, которые перед ней стоят, и насколько взрослые предоставляют ребенку все необходимое для его полноценного развития.
По каждому разделу, опираясь на результаты оценки, предлагается отнести семью к одному из четырех уровней функционирования: кризисный уровень, неблагополучный уровень, удовлетворительный уровень, благополучный уровень. Ниже представлено краткое описание критериев для выбора уровня функционирования.
Кризисный уровень:
Семья/ребенок в социально-опасном положении; требуется немедленное вмешательство для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.
Неблагополучный уровень:
Существуют значительные трудности, с которыми семья сама не может справиться и которые влияют на ребенка; если не оказать поддержку/вмешательство, есть риск, что ребенок окажется в социально опасном положении.
Удовлетворительный уровень:
Существуют некоторые трудности, но семья в состоянии с ними справиться самостоятельно или с небольшой поддержкой; существующие трудности семьи не оказывают существенного влияния на ребенка; отсутствует риск того, что ребенок окажется в социально опасном положении.
Благополучный уровень:
Семья полностью справляется со своими задачами и предоставляет все для полноценного развития/воспитания ребенка.
Важно помнить, что ситуация в семье может быть неравномерной, например, семья полностью справляется с задачей образования/обучения ребенка, но имеет значительные трудности, связанные с дисциплиной и установлением границ поведения. Именно поэтому предлагается выносить суждение относительно уровня функционирования отдельно по каждому из разделов.
Оценка уровня функционирования должна опираться на информацию, собранную вами по данному разделу, и соответствовать сделанным выводам. Так, например, если вы оцениваете семью как находящуюся на кризисном уровне, то в поле «Слабые стороны» должны быть перечислены факторы, подтверждающие опасность для ребенка, а в графе «Выводы» – срочные меры, которые следует предпринять. Если в графе «Выводы» вы пишете «Семья обеспечивает основные потребности ребенка в данной области, вмешательство не требуется», то предполагается, что уровень функционирования семьи благополучный.
Далее следуют краткие рекомендации, которые могут помочь специалистам осуществлять анализ информации.
Очень важно анализировать ответы на вопросы. Их следует рассматривать с разных точек зрения, чтобы объективно провести оценку потенциального риска воспитания ребенка в данной семье. При анализе специалисту следует учитывать свои знания о данном случае. Профессионал должен также обращаться к опыту работы с другими случаями, теоретическим знаниям, приобретенным во время обучения, знаниям, полученным из наблюдения, супервизии, обсуждений с другими специалистами. Все это нужно задействовать, анализируя конкретный случай, используя собственные навыки и умения. Следует задать больше вопросов в тех областях, где, на ваш взгляд, требуется более подробная информация. Например, если девочки часто нет дома и никто в семье не знает, где она, а девочка говорит, что она просто бродит по улице, естественно, вам захочется получить больше информации. Другой пример: члены семьи говорят, что живут в одной комнате вместе с подростком и младшим ребенком, при этом у матери несколько ухажеров. Такие сведения должны заставить специалиста выяснить подробности отношений матери. Специалист должен уточнить, где находятся дети в то время, когда мать проводит время с мужчиной в ее общей с детьми комнате.
Специалист должен понять, как относится мать к старшему ребенку, а подросток – к отношениям матери, прояснить вопросы, касающиеся личного пространства ребенка. И это лишь несколько вопросов, ответы на которые вам пригодятся. Возможно, в зависимости от сведений, анализируя информацию, вы поймете, что некоторые формы риска несущественны, или же, наоборот, вы подтвердите наличие риска на основании информации из разных источников.
Иногда, анализируя разные разделы, становится ясно, что для полного оформления ЕФО необходимо получить дополнительную информацию от ребенка и/или его семьи, от других значимых лиц/специалистов. В одних случаях важно будет прояснить эту информацию в процессе оформления, в других случаях может быть принято решение о том, что получение более подробной информации будет вынесено как одна из необходимых задач в рамках краткосрочного плана.
Существует много различных факторов, влияющих на возможность родителей/лиц, их заменяющих, должным образом реагировать на потребности ребенка. Важно знать сильные стороны и слабые стороны родителей/лиц, их заменяющих. Исследования доказывают, что все факторы, перечисленные ниже, могут воздействовать на возможности родителей:
неспособность к обучению;
злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами;
жестокое обращение в детстве;
история жестокого обращения с детьми.
Сводная таблица по результатам оценки
Рис. 5
Сводная таблица по результатам оценки
В конце формы оценки предлагается вынести все уровни по каждому из разделов в единую таблицу и построить профиль функционирования семьи (см.пример)
В конце формы оценки предлагается вынести все уровни по каждому из разделов в единую таблицу и профиль позволяет увидеть картину целиком, а также дает наглядное представление о том, в каких сферах семье требуется особая поддержка. Кроме того, если через какое-то время (например, по истечении 6 месяцев сопровождения семьи) делается повторная оценка, мы можем сравнить два профиля и увидеть, что изменилось.
Важно: именно целостное видение ситуации которое позволяет специалистам принимать обоснованные решения в отношении семьи и ребенка с максимальным учетом интересов ребенка.
Основные выводы по профилю функционирования семьи должны включать выделение тех областей (по разделам оценки), в которых семья функционирует успешно (т. е. сильных сторон), и тех областей, где требуется вмешательство. При этом важно указать, что необходимо предпринять в первую очередь, что может быть выполнено не сразу
На следующей странице в краткой форме изложите мнение ребенка, его родителей или лиц, их заменяющих, относительно выводов, сделанных в результате оценки, и мер, которые необходимо предпринять.
Помните, всегда следует выяснять мнение ребенка, его взгляд на проблемы, с которыми он сталкивается, а также предполагаемое им решение, принимая во внимание возраст и уровень развития ребенка. Это, однако, не означает, что при принятии решения специалист должен ориентироваться исключительно на мнение ребенка и/или родителей. Специалисту следует принимать решение с учетом мнения ребенка и его родителей и по возможности совместно с ними, но только если это не противоречит интересам ребенка и только после того, как будет проанализирована вся полученная информация. Мы должны быть уверены, что принимаемое решение гарантирует реализацию наилучших интересов ребенка.
Согласно Семейному кодексу РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Важно также выяснить связь между точкой зрения ребенка и родителей. Например, ребенок-подросток может считать, что родители ему навязывают свое мнение, не позволяя распоряжаться своим временем, тогда как родители считают, что заботятся о безопасности ребенка.
Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 1247 | Нарушение авторских прав
Из-за проблем, с которыми приходится сталкиваться взрослым, воспитывающим ребенка с РАС, им требуются значительные усилия для того, чтобы придерживаться конструктивной позиции. Для этого необходимо понимание сильных и слабых сторон каждого человека, участвующего в воспитании такого ребенка, — родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, учителей и врачей. У всех нас есть свои сильные стороны, и в то же время у каждого — своя ахиллесова пята. Например, мне довелось работать с семьей, где мать была очень заботлива, прекрасно прочитывала сигналы своей маленькой дочери и умела вести с ней замечательные диалоги с помощью жестов. Но когда мать нервничала, у нее проявлялась склонность к чрезмерной опеке, и она не давала ребенку проявлять себя в полной мере. Из-за неуверенности в себе она могла допускать ошибки: например, вместо того, чтобы побуждать девочку брать на себя инициативу в игре с предметом, который мама прятала в ладони, чтобы ребенок его нашел и достал, разжав ее пальцы, она раскрывала ладонь и сама вкладывала игрушку в руку девочки, лишая ту возможности действовать и самостоятельно решать проблему.
Интересно, что та же черта проявлялась у нее в браке: когда она расстраивалась и теряла уверенность в себе, ее манера вести себя становилась, как выражался ее муж, «удушающей», и ему это досаждало. Когда мы стали это обсуждать, выяснилось, что мать часто вела себя таким образом, когда она сама была чем-то расстроена. Таким способом она справлялась с собственным раздражением — навязывала свою заботу близким, не обращая внимания на то, хотят они этого или нет. После того как мы обсудили эту манеру поведения, мать стала регулировать свое раздражение более естественными средствами и научилась побуждать и увлекать свою дочь, не утрачивая при этом заботливости. Благодаря своей природной склонности ухаживать за людьми, позднее она очень хорошо проявила себя в занятиях по методике Floortime.
Отец в этой семье был специалистом по компьютерам и очень организованным человеком. Он руководил большим подразделением в крупной компании, и под его управлением находилось много людей. Тем самым его способности к систематизации и упорядоченному мышлению реализовывались в полной мере. В семье именно он занимался организацией всех терапевтических программ и медицинского обслуживания, а также весьма успешно общался со школой, добиваясь, чтобы его дочь получала то, что ей необходимо. Но если в ходе игр по методике Floortime его маленькая дочка не делала того, что он от нее ждал, он становился настойчивым и властным. Вместо того, чтобы поддержать атмосферу игры и просто сказать: «О, бьюсь об заклад, ты не найдешь папу! Я иду прятаться! Ну-ка, где я?» — он начинал ей приказывать: «Посмотри тут!» Девочка напрягалась, замыкалась в себе и обращалась к самостимуляции, принимаясь скакать вокруг и таращиться на лампочки.
Пообщавшись с отцом, мы помогли ему научиться вести себя с дочерью более гибко. На самом деле он отлично умел играть: он мог расслабиться, в нем появлялся задор и озорство, и он был способен побуждать дочь к действиям с помощью игр. Например, он мог напялить на себя какой-нибудь смешной головной убор и прятаться за разными предметами, так что ей приходилось в поисках него бегать по комнате и заодно участвовать во множестве коммуникативных циклов, что доставляло удовольствие им обоим. В такие минуты девочка становилась активной, ласковой и контактной, начинала употреблять отдельные слова. Но как только он возвращался к жесткой и авторитарной манере, вновь происходил регресс.
Чтобы помочь ребенку пройти тем путем, который излагается во второй части книги, и использовать методику Floortime, описанную в последующих главах, семья первым делом должна выявить сильные и слабые стороны всех своих членов, которые берут на себя заботу о ребенке. Семьи могут сделать это сами или с помощью специалиста. Для взрослых, на которых лежат основные обязанности по воспитанию ребенка, важно регулярно садиться и задавать себе трудный вопрос: «В чем состоят наши преимущества и наши недостатки?» Родители и прочие взрослые, с которыми нам доводилось работать, способны делать это очень хорошо, особенно когда мы напрямую спрашиваем их: «Как вы обычно ведете себя, когда дела идут плохо или вы переживаете стресс? Что тогда происходит?» Если человек не может ответить, мы перебираем ряд распространенных реакций: «Возможно, вы отступаете, начинаете командовать или становитесь более агрессивным? Или начинаете всё излишне контролировать, нервничать и терять из виду цели?» Вариантов не так много, я просто о них напоминаю. Понятно, что для улучшения ситуации вам нужно вести себя мягко и успокаивающе, ласково и заботливо, облегчать взаимодействия, поддерживать ребенка словесно, подходить к проблемам творчески и больше сотрудничать.
Большинство из нас в состоянии стресса использует разные способы, чтобы прийти в себя. Специалисты могут помочь родителям и другим взрослым, ухаживающим за ребенком, разобраться в особенностях своего поведения, или же люди могут сделать это самостоятельно. Если одному из родителей трудно проанализировать собственные черты, мы можем спросить супруга, что он (или она) думает о сильных и слабых сторонах своего партнера. Супруги часто отвечают на этот вопрос, не задумываясь: нам редко доводилось встречать семьи, в которых муж и жена не знали бы о преимуществах и слабостях друг друга.
После того, как мы выявим сильные и слабые стороны взрослых, мы смотрим на них с двух точек зрения. В первую очередь мы оцениваем выявленные свойства с точки зрения прогресса ребенка, которому предстоит двигаться вверх по лестнице развития. Каким образом особенности родителей могут способствовать или препятствовать оптимальному взаимодействию? Как они помогают или мешают тем спокойным, упорядоченным отношениям, которые нужны ребенку, чтобы расслабиться, реагировать на стимулы и фокусировать внимание? Насколько родители способны содействовать теплым и заботливым контактам, создавать ощущение тесной близости, общаться с помощью жестов и выражений лица, а также поддерживать длинные цепочки социальных и эмоциональных сигналов в процессе решения проблем?
Во вторую очередь мы оцениваем то, как черты родителей проявляются в их отношениях друг с другом и влияют на семейную атмосферу в целом. Те же самые особенности, которые отрицательно сказываются на работе с ребенком, — например, когда отец вместо того, чтобы поддерживать игровой настрой, переходит к приказному тону, — могут проявляться и тогда, когда родители общаются наедине, ужиная, или заполняя счета, или обсуждая школьные дела. Отец может начать раздражаться и диктовать, мать станет на это обижаться и т. д. Если родители воюют друг с другом, им очень сложно обеспечить ту атмосферу заботливого взаимодействия, в которой нуждается ребенок. Так или иначе это слабое место в семейных отношениях будет влиять и на малыша, и на других детей в семье, и на общение родителей между собой.
Когда вся семья в сборе, насколько в ней ощущается близость? Как общаются между собой ее члены? Решают ли они проблемы сообща? Есть ли фантазия и творчество в их словах и играх? Как насчет логического мышления: умеют ли члены семьи связывать идеи, понимать слова собеседника, ставить вопросы и их обсуждать, или они просто без конца перескакивают с одной темы на другую? Если во время обеда малыш говорит: «Синяя машина, синяя машина», — и кто-нибудь спрашивает его: «Где синяя машина, мой хороший?» — а ребенок указывает в ее сторону и заявляет: «Я хочу играть. Не есть, играть!» — тем самым семья извлекает смысл из того, что можно было счесть бесцельным бормотанием.
Когда родители или другие взрослые работают с ребенком один на один, они могут способствовать его развитию, но когда семья собирается вместе, ребенок может вновь становиться рассеянным, погружаться в себя, говорить обрывками фраз, трактовать слова слишком конкретно и практически терять способность к пониманию вещей. Если члены семьи все время говорят одновременно, действуют наперекор друг другу или дети без конца соперничают между собой, это может создавать трудности.
Всем семьям, независимо от того, есть ли в них дети с расстройствами аутистического спектра или нет, нужно обращать внимание на то, как они помогают детям проходить первые шесть стадий эмоционального развития и осваивать более высокие уровни — нюансированное и рефлексивное мышление. После того, как взрослые распознают закономерности, сложившиеся в их семье, им будет нетрудно увидеть, как они проявляются в разных областях внутрисемейных отношений, ведь все мы подчиняемся своим привычкам и под влиянием стресса склонны действовать по одним и тем же шаблонам. Мы воспроизводим их, когда мы не уверены в себе или раздражены, и часто мы усваиваем эти шаблоны с детства в наших родных семьях. Полезно (хотя и не принципиально важно) понимать семейную историю этих привычек. Почему в ситуации стресса мы склонны к авторитаризму или чрезмерной опеке? Что было в наших собственных семьях, что заставляет нас вести себя подобным образом?
Следующий шаг родителей — учиться обходить слабые места и содействовать сильным. Как нам это осуществить? Для тех, кто играет в теннис, это можно сравнить с избеганием удара слева более слабой тыльной стороной руки — тогда вам приходится больше рассчитывать на ноги и бить справа открытой ракеткой. Студенты колледжа, которым литература дается легче, чем математика, стараются набрать побольше часов литературы и поменьше — математики. Так мы обходим свои слабые места и «играем» в пользу сильных. Тот же принцип приемлем для семей, где есть дети с расстройствами аутистического спектра. Супруги, знающие слабости друг друга, должны стараться избегать тех ситуаций, которые их провоцируют. Они также должны осознавать собственные слабости и не поддаваться им.
В вышеописанном примере отец, который начинал вести себя авторитарно и командовать окружающими, когда ситуация развивалась не так, как он хотел, мог осознать это и заметить, что его тон становился жестким и приказным, когда его дочь упрямилась и отказывалась что-либо делать. Затем благодаря сознательным усилиям он сумел отступить, несмотря на то, что ему казалось противоестественным не давить на девочку, когда он сердился. Хотя он по-прежнему думал: «Она избалуется. Я не могу ей уступить. Она должна понимать, что такое дисциплина и что жизнь в реальном мире нелегка», — но он научился говорить себе: «Ладно, ей всего два с половиной года. У нас в запасе есть еще лет двадцать на то, чтобы научить ее жить в реальном мире. Не обязательно заниматься этим прямо сейчас».
Если родители сознательно продолжают следовать своим привычкам, мы напоминаем им, что это лишь углубляет пропасть. Ребенок будет становиться все сложнее. Когда отец осознал, что у него есть тенденция к авторитаризму, он сумел найти способы обойти эту проблему. Мать, склонная к чрезмерной опеке, научилась одергивать себя, замечая, что начинает проявлять излишнюю заботу к дочери: «Ох, я опять начинаю». Она все еще могла поддаваться этому, но уже на несколько минут, а не часов. Поймав себя на проявлении своей слабости, вы можете компенсировать ее с помощью собственных преимуществ. Отец может сказать себе: «Мне нужно переключиться и погрузиться в игру», и сделать над собой сознательное усилие, чтобы так поступить. Мать может сказать: «Мне нужно переключиться и позволить ей действовать свободнее». Первые несколько раз это может оказаться нелегко. Но на пятый раз дело пойдет легче и переключиться с привычной реакции будет проще. Все пойдет на удивление быстро, если вы постоянно будете спрашивать себя: «Что я делаю?» Иногда супруги могут помочь друг другу, напоминая: «Ты опять начал приказывать», «Ты снова ведешь себя, как наседка». Постарайтесь найти такое слово, которое ваш партнер сможет использовать как сигнал, когда вы будете приниматься за старое. Отводите время на то, чтобы это обсудить: важно позволить партнеру высказать свои соображения и дать совет. При этом вы должны сочувствовать друг другу, а не поучать.
Эти рекомендации пригодятся вам, когда вы начнете работать со своим ребенком по методике Floortime.